Эльдар Велиханов Вот небольшое стихотворение Владимира Набокова, поражающее неожиданностью образов, их глубиной и интеллектуальной насыщенностью.
На мой взгляд, это один из признаков поэтического гения - когда в сплаве с художественностью мировосприятия гармонично присутствует работа ума. Чрезвычайно интересная, бесценная для читателя возможность наблюдения за выстраиванием целостного, логически последовательного мироощущения и исполнения его центральной задачи - определения своего местоположения в мире.
Разбились облака. Алмазы дождевые ...
Разбились облака. Алмазы дождевые
сверкая, капают то тише, то быстрей
с благоухающих, взволнованных ветвей.
Так Богу на ладонь дни катятся людские,
так отрывается дыханьем бытия
и звучно падает в пределы неземные
песнь каждая моя ...
23 августа 1919 г. Комментарий
23 мар. 2018 г.
Именно главный, начальный посыл этого стихотворения, несомый резким, решительным глаголом действия "разбились" и наитвердейшим существительным "алмазы" - не даёт лично мне возможности опрометью и "с головой" насладиться всем стихотворением. Замедленная воздушность, уникальная способность к метаморфозам, присущая облакам, никак не связалась в моём восприятии с авторским "разбились облака", это, утвердившаяся в форме, чашка может разбиться, облака, априори, этого не могут, у них или с ними происходит во всех случаях существования что-то совсем другое, диаметрально противоположенное "разбиванию"! Облака "превращаются в дождь", в капли дождя, но, в том-то и дело, мягко и таинственно, совсем без "разбивания", п р е в р а щ а ю т с я, сохраняя тайну, всё-таки, увы, не увиденную, не постигнутую Набоковым.
И природная мягкость, гутаперчивость капель дождя, с полным отсутствием алмазной твёрдости и алмазного блеска (при наличии облачности, при отсутствии солнца), также противоречит авторским "алмазам дождевым", тем паче повторённым дважды. Ключевой образ стихотворения : падение капель, сравнимое с днями жизни... Музыка капель... "Звучно падает в пределы неземные" далеко не каждая "песнь", и далеко не каждая песнь похожа звучанием и падением на капли дождя...
Это стихотворение производит впечатление чего-то интересно, от души сказанного, но не захватывает дух, по крайней мере, в моём случае. Но у каждого из нас граждан поэзии - свой "случай", свой этап познания её. Непрерывность и неуклонность желания познания - залог успеха, разность восприятия лишь на пользу всему процессу.
Душевное Вам спасибо, Эльдар, за доверительное желание поделиться своими сокровищами искусства поэзии!
Ответить
Вадим Шарыгин
активный участник
23 мар. 2018 г.
P.S. Хотелось бы ещё дополнить моё интуитивное читательское сопротивление "алмазам" вот почему :
1. алмазы - во мне ассоциируются с гранями, с огранкой - никак не с округлостью капель
2. алмазы дождя - всё-таки почти клише, для меня, например, вклад в поэзию слова был налицо, если бы автору удалось подобрать другой ключевой эпитет для капель, подчёркивающий неустойчивость, моментность их форм, способность истекать, их природную "неподдающесть" огранке, их природное "несогласие" с твёрдостью алмазов!
3. сверкание алмазов и сверкание капель - совершенно разный блеск, у алмазов - это блеск строгий, холодный, "твёрдый", блеск наружу, блеск преломляющий свет, а у дождевых капель - блеск мягкий, тёплый, глубокий, блеск как бы усыпляющий, гасящий свет. Алмазы сильны чистотой блеска, капли - мутностью, успокоенностью, умеренностью.
Гениальное, в том числе, в поэзии отличается от "хорошего", на мой взгляд, прежде всего, действительно неожиданной и в то же время дисциплинировано-уместной, впервые явленной на свет божий оригинальностью, при которой Слово (прежде всего слово-сравнение, слово-уподобление, слово-метафора, эпитет) ведёт за собой сознание читающего, погружает в доселе неслыханное, неведанное, покоряет или расширяет воображение не тем что "ах, да, я так и думал", но "ух ты, я и не догадывался что можно так сказать"!
Ответить
активный участник
06 апр. 2018 г.
Согласен с Вадимом!
Работа со Словом, самым мощным наряду с музыкой выразительным средством, требует от автора предельной аккуратности, скрупулезности даже в его использовании. Есть еще и проблема личного стремления к безошибочному выбору, что формирует, в конечном счете, чувство стиля, инстинктивную потребность в высоком слоге.
Уникальность этих семи строк, написанных В.Набоковым 23 августа 1919 г , на мой взгляд, в центральном образе - в показанной автором ладони Бога, подставленной заботливо и рачительно для сохранения творения своего. Это ведь сложнейшая и волнующая тема - отношения идеи Бога и идеи Человека. Даже для меня, атеиста.
По- прежнему свежий (1919 г. !) и волнующий образ, в котором находит выражение такое исконно человеческое качество, как жажда Добра.
Позволю себе высказать предположение, что В.Набоков говорит строками "...звучно падает в пределы неземные песнь каждая моя..." как о происходящем истекании срока человеческого существования, уходящего, отрываемого "дыханием бытия" - куда? Быть может, на "ладонь Бога"?
Этим интересен для меня В.Набоков даже не самом лучшем своем произведении. Эти интересна Поэзия, как пространство поиска бессмертия, как протест против ухода в небытие. Куда, собственно, и зовет непоэзия.
Спасибо Вадиму за его колоссальный подвижнический труд.