«Мандельштам точно сказал : "Мы живём под собою не чуя страны". Так продолжается и по нынешний день. Мы совершенно не знаем друг друга, разобщены, больны, усталы... Среди нас есть поборники старого — убийцы, искатели мелких удовольствий, сторонники «сильной власти», которая уничтожает всё, что ей мешает. И ещё есть огромные, мрачные толпы сонных и неизвестно о чём думающих людей. Что они помнят, что они знают, на что их можно толкнуть? Успеют ли они очнуться или, погрузившись в полную спячку, позволят уничтожить все живые ростки, которые пробились за последние несколько лет?. Страна, в которой истребляли друг друга в течение полувека, боится вспоминать прошлое. Что ждёт страну с больной памятью? Чего стоит человек, если у него нет памяти?»
Надежда Мандельштам
«... Мандельштам с любопытством присматривался к ним. Он сразу заметил, что они не разговаривают и только время от времени цитируют статью или газету. «Им не о чем говорить», - сказал он и пробовал догадаться, кто они. … Все они были выкроены на один образец. Встреча … с типовыми организаторами жизни. Их бессловесность нас настораживала и пугала, потому что она появилась в результате особой дисциплины нового типа. Из таких людей создавался аппарат, победивший или презревший человеческие слабости и безукоризненно... Аппарат существует по нынешний день, хотя винтики неоднократно заменялись более усовершенствованными, а стары пропадали без вести, обернувшись лагерной или провинциальной пылью»
Надежда Мандельштам
Практически исчезло, кануло в прорву целей, в небытие бытия, вместе с носителями, искусство РАЗГОВОРА, как устного, так и письменного, включающего в себя : вслушивание в мысли друг в друга, высказывание впечатлений, желание и умение поделиться с собеседником тончайшими нюансами душевных, духовных, то есть, значимых для развития души, раздумий. Вместо разговора в современности господствует беглый обмен сообщениями или словесная переплёвка фразочками из личного календаря дел и событий, по типу: «я была, я посетил, вот смотрели, там сказали, было клёво, это классно, мне тоже нравится и т.д., и т. п., и см. на обр.». Вместо художественно и ёмко сформулированных впечатлений, размышлений, раздумий - в соц. сетях доминируют так называемые «посты» или словесные кляксы о «тусовках», годами практикуется беглая демагогия, словесный выпендрёж мимоходом, времяпрепровождение в рифму, игра на публику, создание образа насыщенной (прыжками в никуда) личной жизни, авторские страницы похожи, как под копирку, ярмарка тщеславия, словесная базарность. Вместо СОБЕСЕДНИКОВ — СИГНАЛЬЩИКИ и азбукой Морзе отстуканные по мозгам соседей по разуму сообщения «о том, о сём». Поэзии трудно ужиться с такой манерой «общения», да и не надо уживаться, подстраиваться, пусть одиночество неизбежно, но сознательный выбор уединённости, без создания «широкого круга» словесных и духовных бездельников, вынужденная и, возможно, единственно верная позиция.