Эльдар Велиханов Готовясь к размещению этого стихотворения, вновь погрузившись в его невыразимую простыми и повествующими словами атмосферу, я пришел к выводу, что подходящих для этого слов, скорее всего, и не существует.
Тем самым это мое действие оказалось надолго отсроченным. И все же ...
Удивительная полифония образов, их глубокая духовная и культурная связь с русской поэзией и ее традицией познания мира и познания себя как малой частицы этого мира, вмещающей в себе весь этот мир и поэтому жизненно необходимой для его существования, всякий раз властно и надолго втягивает читателя в свою орбиту, звучит безошибочным камертоном во мне и, как мне кажется, и во вне меня.
Ольга Седакова
Горная колыбельная
Вике Валериани
В ореховых зарослях много пустых колыбелей.
Умершие стали детьми и хотят, чтобы с ними сидели,
чтоб их укачали, и страх отогнали, и песню допели :
- О сердце мое, тебе равных не будет, усни.
И ночь надо мной, и так надо мною скучает,
что падает ключ, и деревья ему отвечают,
и выше растут и, встречаясь с другими ключами ...
- О сердце мое, тебе равных не будет, усни.
Там старый старик, и он вас поминает: в поклоне,
как будто его поднимают на узкой ладони.
Он знает, что Бог его слышит, но хлеба не тронет,
и он поднимает ладони и просит: возьми! -
усни мое сердце: все камни, и травы, и руки,
их, видно, вдова начала и упала на землю разлуки,
и плач продолжался как ключ, и ответные звуки
орешник с земли поднимали и стали одни ...
О, жить - это больно. Но мы поднялись и глядели
в орешник у дома, где столько пустых колыбелей.
Другие не смели, но мы до конца дотерпели
- О сердце мое, тебе равных не будет, усни.
И вот я стою, и деревья на мне как рубаха.
Я в окна гляжу и держу на ладонях без страха
легчайшую горсть никому не обидного праха.
О сердце мое, тебе равных не будет, усни.
Вадим Шарыгин Во мне первое возникшее определение, сразу после прочтения этой "колыбельной слова и звука" : невесомость. Весомые слова, обладающие невесомостью! Ради такого творческого достижения стоит поступиться и рифмами, пусть есть "глагольные" или не богатые унисоном, и некоторой декоративностью (сценической постановочностью) сюжета или содержания. Со-держание значительности и лёгкости, вот что покрывает всё, объясняет всё, оправдывает всю наличную словесность стихотворения. Спасибо Ольге, спасибо Эльдару за созданную и предоставленную возможность пребывания в мире поэзии!
Здесь пример абсолютного растворения индивидуальности ( а в случае с Ольгой Седаковой - Личности) в Слове. Когда автор достигает абсолюта в своем слиянии со Словом - дальнейшее определяется не конфигурацией " человеческого" , а "конфигурациями" вселенского масштаба. Тогда к читателю приходит понимание,
что с ним говорит не кто-то из ему подобных, с ним говорит ... Вечность (!), или нечто другое..., быть может, Смысл его бытия.
Пишу это и понимаю, что приближаюсь к границам своих возможностей в обозначении символами того, что этим символам не подвластно.
Но, если Вадим Шарыгин в своем титаническом труде во спасении Русской Поэзии подводит нас к этому рубежу, он и показывает путь " Во Спасение". Наш выбор - следовать ему, или вернуться на круги своя. И тогда опять :" антидюриги"," отрицание отрицания"," пролетарии всех стран" и "широко шагает братский" ...